RADIO & Soft page

 

VOX

3-way Loudspeaker Project

    То, что написано далее предназначено для людей, умеющих воспринимать и ценить музыку. Кто слушает музыку в автомобиле, установив 15 дюймовый динамик, или любители «правильного» звука громкостью 100 дБ могут далее не читать. Моим критерием всегда было одно, это звучит так, как исполнялось музыкантом или это такой звук, каким он был на концерте и я могу себе пред­ставить, что нахожусь там и получаю общение с музыкой, удивляясь тому, что в вашем доме поселились великие исполнители. Кстати, современный человек учится смолоду «домысливать» музыку, т.е. звук аудиокомплексов очень далек от натурального музыкального исполнения. Поэтому приходится «домысливать» музыку по опыту, когда ее слышишь на концерте или непосредственно от исполнителя. Зачастую этот опыт очень скуден и извращен. Приобретение дорогостоящей аудиоаппаратуры часто оборачивается разочарованием, поскольку так и не позволяет отвлечься от звука и слушать музыку. Требования к звучанию аудиокомплекса у разных групп людей совершенно различно. Качество воспроизведения музыки и качество воспроизведения звука — совсем не одно и то же, и подчас одно приносится в жертву другому. В чем состоит подготовка к работе аудиосистемы? Звучать она должна так, чтобы удовлетворить вкусы хозяина с учетом индивидуальных особенностей его слуха и настройщиком должен выступает сам владелец, а это эксперименты с расстановкой колонок, заменой компонентов системы, подбором кабелей, вплоть до момента, когда дальнейшее не приносит заметного изменения в звучании. Вывод – создавать звуковой тракт самому или провести его серьезный апгрейд. Журнальные термины и ярлыки оценки звука на вопрос каков должен быть звук ДЛЯ ВАС ответа не дадут. Кстати и сами записи по техническим причинам далеко не всегда несут достаточную и правдивую информацию об исполняемой музыке (не буду углубляться в критику формата CD). «Домысливание» музыки прекрасно демонстрируется записью на DVD одновременно музыки и видео, что создает неповторимое чувство присутствия на концерте. Да и сами исполнители просто не могут творить без аудитории, меня всегда поражало резкое отличие записей концертов и студийных записей. У меня есть записи на DVD «Джазовый фестиваль Newport 1958» с Tolonius Munk, Duke Ellington, Jerry Muligan и концерты великого трио Pavarotti, Carreras & Domingo. Можно себе представить подобную запись в студии ?.... Впечатляют записи, когда встречаются великие исполнители, которые являются и зрителями друг для друга и непосредственно обогащают друг друга творческой импровизацией, послушайте диск «Luis at Dukes place» и вы поймете о чем я. Но мое импровизационное вступление неоправданно затянулось, поэтому перейду к прозе жизни, т.е. динамикам, катушкам, конденсаторам и пр.

    Компетентная комиссия состоявшая из композиторов, музыкантов, искушенных аудиофилов и пр. сравнивала представленные колонки с PROAC-80 и оценила их как 9 и 6.5.
Колонки испытывались и работают в комплекте с аппаратурой:
CD Player - Teac VRDS-10 c встроенным АЦП Lynx D-50
Предусилитель на лампах ECC82 Telefunken без обратных связей по схеме SRPP двойной моно.
Оконечный усилитель Accuphase E-408 апгрейд - оконечные транзисторы MJL21193 и MJL21194, неглубокая токовая обратная связь и пр. (используется только оконечный каскад без предусилителя).

Цель разработки

    Цель проекта - хороший переходный ответ. Этого можно назвать "динамическим контрастом". Хороший переходный процесс - это быстрый ответ на короткий импульс. Звук быстрый и чистый, не мажущий и не дающий никаких призвуков. Я полагаю это основное качество колонки, потому что переходные процессы определяют реализм звукового воспроизведения.

Все лучшие качества колонок не могут быть достигнуты одновременно. Когда вы улучшаете одно, редко бывает, чтобы это не повлияло отрицательно на другое. Если вы улучшаете линейность среднечастотного диапазона, вы приносите в жертву некоторые басовые тона в области middlbass и пр. и пр. Поэтому проектирование колонок это всегда компромисс и доказательство тому невообразимое количество конструкций колонок.

В разработке конструкции колонок я не претендую на оригинальность и не заявляю как Lynn Olsson: «делать просто»; хотя он отступил от истины – корпуса его колонок простыми назвать невозможно.

Рассматривались варианты 2-х и 3- полосной системы. Многие опытные конструкторы или просто меломаны склоняются к двухполосным системам, встречаются и поклонники однополосных, например на VISATON B200. Не буду вдаваться в анализ и разбор критериев. Но на собственном опыте могу сказать только одно – нельзя низкочастотным динамикам доверять среднечастотный диапазон. (Речь идет об 8” ). Существуют очень неплохие двухполосные системы, но на динамиках не более 6,5”. Для меня они достаточного баса не дают. Поэтому буду создавать 3-х полосную систему. С оговоркой, ее быстрее можно назвать 2,5 полосной т.к. низкочастотные динамики воспроизводят частоты до 120-150 Гц. Другими словами это сабвуфер внутри колонок. Отсюда и выбор среднечастотного динамика, он должен иметь ровную АЧХ с 120-150 Гц. Это решение имеет и то преимущество, что систему можно превратить в ByAmping с внешним кроссовером и отдельным усилителем НЧ.

Типы конструктива динамиков (в основном не считая экзотики: стекловолокно, слоистый «пирог», «рыбья кость» Cabass и пр.)) ограничены 4-я категориями

- Бумажный диффузор с дополнительным покрытием или без него

- Металлический диффузор из магния или алюминия

- Полипропиленовый диффузор

- Поликевлар (в последнее время применяется редко)

Оценка различных диффузоров на основании большого опыта известных создателей акустики такова:

- Бумажные конусы редко нейтральны, 6,5" до 10" динамики не исключение из этого правила, но им свойственны высокая чувствительность, скорость и быстрый переходный процесс.

- Бумажные диффузоры покрытые Nextel (СЧ динамик 0043) обеспечивают очень нейтральный но яркий звук. Лучше ли это по сравнению с магниевыми - могут сказать только ваши уши.

- Диффузоры из магния, который является чрезвычайно жесткими и работают как поршень, превосходят по качеству другие, но вне рабочей области они имеют очень неприятные пики, которые должны быть тщательно удалены в фильтрами. Магниевые диффузоры более тяжелы, чем бумажные конусы и имеют на 3 децибела меньшую чувствительность по сравнению с бумажными конусами.

У меня в настоящий момент были 6 типов динамиков с которыми я намеревался работать:

                                     Tweeter: Focal TC90TD

                                              11

                                       Scan-Speak D2904/70000

                                        22

                                                     Middle: Focal 5K4411

                                            44

                                  Excel by SEAS M15CH002 E0043

                                  44

                          Bass: Excel by Sease 0045-08s W22NY001

                                     55

                                                RCF R8S800

                                  66

Очень различные по характеристикам, материалам диффузоров и резонансным частотам. Это добавляло трудностей при настройке, но было весьма интересно сравнить по звучанию столь различные динамики.

Focal TC90TD имеет вогнутый внутрь купол из триоксида титана и магнитную жидкость, а Scan-Speak D2904/70000, шелковый выпуклый и катушку в воздушном зазоре.

Focal 5K4411 с поликевларовым диффузором (требующего огромного времени «прогрева»)

Выбор в категориях ВЧ и НЧ громаден, динамиков же СЧ для действительно высококачественного воспроизведения – единицы (Linn Ollsson, Troels Gravesen)

После тщательного анализа характеристик СЧ динамиков я выбрал Exсel by SEAS M15CH002 E0043 с бумажным диффузор с покрытым Nextel и не ошибся.

SEAS CA22RNX H1288 довольно обычный 8” Bass с бумажным диффузором и достаточно низкой частотой резонанса 29 Гц и RCF R8S800 весьма необычный 8” динамик с очень низким QMS - 1,6, высокой частотой резонанса 50 Гц, мощностью 350 Вт и поликевларовым диффузором покрытым углепластиком.

Я решился впервые для себя попробовать работать с кроссоверами 3-го и даже 4-го порядка, но с регулируемой добротностью (Q). Моим критерием было то, что можно глубоко и раз­нообразно менять Q в различных ветвях схемы кроссовера. Это смогло стать мощным инструментом влия­ния на характеристику ВЧ и СЧ динамиков, особенно в зоне пересечения характеристик, что является самым уязвимым местом при построении колонок.

Громадное значение имеют компоненты из которых собираются кроссоверы. Слишком много информации вязнет в плохих катушках и конденсаторах. Причем не второстепенной, а именно тех «мелких» деталей, без которых крупные не складываются в музыку. Если кабель может сильно изменить звук и многие сводят процесс к подбору кабелей, то такие элементы как конденсатор или катушка индуктивности влияют много больше. Кабель из сверхчистой меди или серебра с тефлоновой изоляцией звучит лучше. Изоляция есть и в конденсаторе и в катушке, как и металл и влияют они на звук много сильнее.

Выбор компонентов чрезвычайно широк, конденсаторы от недорогих М-CAP и Solen Fast до фольговых полипропиленовых MultiCap™ PPFX-S с очень хорошими импульсными свойствами или Audyn Cap KP-Sn. Катушки тоже желательно использовать ленточные Jantzen или Alpha-Core. Резисторы не менее важны, лучше всего «звучат» самые допотопные карбоновые (углеродистые). Так что не буду скупиться на компоненты, динамики стоят дороже, а испортить их «врожденное» звучание очень легко.

Собрав и испытав отдельно со среднечастотным и высокочас­тотным динамиками по 9 схем кроссоверов (так получилось случайно) в соответствии с использованием наиболее прямолинейным уча­стком характеристик для каждого из динамиков, в зоне пересечения характеристик я получил затухание от 13 до 16 дБ на октаву. Для контроля АЧХ я использовал конденсаторный микрофон Shure BG4 с фантомным питанием и микрофонный усили­тель M-Audio DUO совмещенный с АЦП 96 кГц в одном корпусе.

    Это часть моей звукозаписывающей студии «в дипломате» используемой для записи концертов в залах. Получились неплохие (на вид) характеристики. После этого я приступил к следующей стадии настройки – прослушиванию. Дело в том, что конструирова­нием колонок я занимаюсь весьма давно с конца 60-х годов, и совершенно осознанно пришел к мнению – «не боги горшки обжигают» и «в фирменных колонках внутри далеко не все в порядке» (иногда в полном беспорядке, несмотря на цену и внушительный Лейбл). Это к тому, что ухо натренировано и на самых раз­нообразных колонках и редактировании и мастеринге концертных звукозаписей. Я это делаю следующим образом, слушаю отдельно только Tweeter или Middle (каждый со своим кроссовером) на различных звуко­записях (больше вокал, притом женский, меньше инструментальную музыку). Вот тут и оправдала себя идея кроссовера 3-4-го порядка с регулируемым Q. То что я получил прекрасные характеристики совсем не озна­чало столь же прекрасный звук. Тут я должен сделать еще одно отступление. Большая часть производите­лей и энтузиастов создания колонок считают их инженерным сооружением. По моему мнению это в корне неверно. Инженерная часть создания колонок необходима и важна, более того, это фундамент, на кото­ром создается (правда не часто) произведение искусства (простите за высокопарность). Ухо чувстви­тельно к таким тонким нюансам звучания, которые технически отслежены и отрегулированы быть не могут. Вы получаете линейную характеристику, но в спектре могут присутствовать множество комбинационных и паразитных частот создаваемых множеством факторов – волновыми резонансами диффузоров, отражен­ными волнами на поверхности тех же диффузоров, комбинационными частотами, возникающими из-за нелинейных элементов звукового тракта, звучанием стенок ящика, отраженными волнами внутри ящика и пр. и пр. Поэтому повторюсь – линейность далеко не всегда критерий хорошего звучания, провалы реального звучания могут быть заполнены паразитными частотами, создающими неестественный, «запутанный», шумный, навязчивый, неестественный звук. Итак прослушиваю Tweeter имеющий почти идеальную АЧХ. Звук оказывается никуда не годным. Вот и начинается наиболее кропотливая и тонкая работа по корректировке звука на слух изменением емкостей, резисторов, индуктивностей. Тут может пригодится только большой опыт и интуиция. Кстати, если инструмент (динамик) плох, тут уж никакой опыт и интуиция не помогут… (Это случалось со мной часто, приходилось квалифицировать выбранный динамик не пригодным и переходить на другой). Tweeter Focal TC90TD зазвучал неплохо, но несмотря на мою прежнюю весьма высокую оценку, оказался грубоватым и несколько «крикливым», да и по мнению признанных авторитетов сегодня шелковые куполы ВЧ динамиков безусловно превосходят металлические. Динамик Scan-Speak D2904/70000 меня просто поразил высочайшим качеством, мягкий, артистичный звук без каких либо призвуков и в то же время удивительная детализация (редкое сочетание мягкого и одновременно необычайно глубокого звука благодаря тончайшим нюансам). Снимаю АЧХ характери­стику, она уже иная, чем полученная первоначально, даже несколько не линейна, с чем я пред­почту мириться в противовес хорошей картинке с линейной характеристикой которую с гордостью можно поместить на своем сайте или рекомендовать в конференциях.

Пускай вас не смущает завал х-ки на 20 kHz – замер проводиться студийным, а не измерительным микрофоном и завал это МИКРОФОНА.

То же самое проделываю со среднечастотным динамиком. И, наконец, приступаю к самому сложному, отладке звучания 2-х динамиков ВЧ и СЧ. Здесь самое уязвимое и критичное место – зона пересечения двух характеристик, где ухо наиболее чувствительно к различного рода искажениям. Должен отметить одну деталь, которую часто авторы обходят. В зоне пересечения характеристика должна быть не только линейной и нейтральной, но и СОВПАДАЮЩЕЙ ПО ФАЗЕ. По опыту мне всегда крайне не нравился вариант включения динамиков в противофазе, у меня в ушах при этом что-то «заворачивалось» и слушать такой звук я просто не мог. Это, по всей видимости, тоже связано с несоответствием фаз сигналов. Поэтому подключаю 2-х лучевой осциллограф Sony-Tektronix непосредственно к каждому из динамиков и прогоняю звуковым генератором частоты в зоне пересечения по уровням -12 дБ с каждой из сторон подавления кроссоверов т.е. от 2 до 4,5 кГц. Получаю неважный результат, фаза на частоте 3,2 кГц имеет наибольшее несовпадение 15-20 градусов между ВЧ и СЧ. Тут становиться понятным, зачем компенсируется реактивное сопротивление динамиков цепочками С и R. Начинаю подбирать такую цепь для СЧ – по звуку никакого эффекта. Принимаюсь за ВЧ, вот! Здесь это срабатывает, 2 мФ и резистор 4R7 последовательно уменьшают расхождение фазы до 5-7 градусов. Пробую на фонограмме включая и выключая эту цепь, странно, эффекта не чувствую. Пробую на записи Pavarotti & soprano Mirella Freni, теперь эффект чувствуется, сопрано звучит естественнее. Проверяю равномерность АЧХ, в зоне пересечения неважная, неравномерность до 5 дБ, приходится корректировать небольшим изменением последовательной емкости ВЧ, добиваюсь неравномерности в зоне пересечения 2-3 дБ, все время контролирую на фонограммах, ухудшения звука не чувствуется. Кстати, как я подозреваю, нелюбовь авторов к кроссоверам 3-го порядка связана с эффектом несовпадения фаз в зоне пересечения и большими трудностями ее устранения.

Теперь могу представить схемы полученных кроссоверов для ВЧ и СЧ динамиков. Процесс настройки занял весьма длительное время и потребовал большого количества экспериментов, замеров и использования специальной аппаратуры доступной не всем, но без нее не обойтись, если вы хотите добиться максимально естественного звучания. Кстати, наибольшее время экспериментов занимает прослушивание и ухо иногда настолько «замыливается», что перестаешь объективно воспринимать звуковую картину (вернее отличия в звучании вариантов). Я нашел прекрасный прием, пригласить человека с хорошим слухом и вкусом (обязательно не занимающегося апгрейдами) и попросить его оценить качество воспроизведения. Как правило эти замечания бесценны…

WA – Wimslow Audio

Ленточные - Jantzen Cross Coil 16 AWG

Остальные конденсаторы - JONTZEN CROSS-CAP MKP

Корпуса и внутренний конструктив колонок

Корпус колонки имеет решающее значения для воспроизведения низких частот.

Подавляющее большинство производителей используют корпус с фазоинвертором.

Крайне редко используется TL (трансмиссионная линия или линия Бетфорда). Причина – непредсказуемый результат!

Достаточно рискуя я решился использовать TL. TL – это теоретически идеальная и наиболее сложная конструкция нагрузки звуковой катушки громкоговорителя.

Общие критерии дизайна для трансмиссионной линии следующие:

1. Длина линии должна быть 1/4 длины волны частоты резонанса драйвера.

Длина волны звука - рассчитывается по этой формуле:

343/f

f - частота, и 343 - скорость звука в метрах в секунду. Если мы хотим настроить такую "длину волны" для объемы 40 Гц, длина линии должна быть:

343/40 = 8.575

8.575/4 = 2.14 м.

Для 50 Гц, длина - приблизительно 1.7 м., для 25 Гц приблизительно 3.4 м.

2. Линия должна сужаться ОТ ДИНАМИКА так, чтобы быть более узкой в конце. Площадь сечения в конце должна быть равна Sd динамика. Область в начале линии должна быть от 1.25 до 2.5 раз Sd

3. Автор описывает эффект сужений так: "Небольшое отношение (приблизительно 1.25) дает скудное и плотное звучание. При отношении 1.4-1.5, акцент перемещается в низкую басовую область

5. Линия заглушается демпфирующим материалом, шерстью или подобным ей. Плотность является обычно самой высокой в начале линии, с прогрессивно меньшим количеством материала к концу. Демпфирование - высоко критично и требует тщательной настройки и измерения.

6. Характеристика Импеданса T-линии будет весьма плоской, с очень заглушенными пиками резонанса.

7. Частотная характеристика многих t-линий имеет подъем в области 50-100 Гц, и падении в области на 150-200 Гц.

8. Демпфирующий материал должен находиться устойчиво в объеме. В противном случае он может перемещаться внутренним давлением воздуха. Необходимо сделать динамик съемным, чтобы можно было добавить или удалить демпфирующий материал.

Самый оптимальный абсорбент это специальный пенистый материал. Он имеет огромное значение и должен поглощать все верхние басовые частоты и позволять нижним частотам проходить через отверстие в дальнем конце линии в фазе с основным динамиком. Он должен иметь характеристики для обеспечения непрерывного и сбалансированного противодавления на динамик вступая во взаимодействие со столбом воздуха внутри линии. При слишком сильном демпфировании динамик не сможет двигаться достаточно свободно и, наоборот, слишком слабое демпфирование приведет к потере контроля, а в результате создаваемые басы будут похожи на те, что получаются при использовании обычного фазоинвертора.

Я применяю теплоизоляционный материал «Изовер» изготовляемый из тончайшего стекловолокна. Не вдаваясь в анализ скажу, что из всех имевшихся в моем распоряжении материалов (мне приходилось проводить немало апгрейда колонок от Cabass до Acoustic Reserch) он оказался лучшим.

Еще одним из преимуществ такой конструкции является и то, что лабиринт укрепляет всю структуру объема колонки. Это радикально устраняет окраску звучания, создаваемую внешними стенками корпуса. Цельность корпуса и демпфирование внутренних панелей являются очень важными условиями для получения удачной конструкции, поскольку линия передачи сигнала обладает способностью воспроизводить феноменально глубокие басы.

Я использовал опыт Linna Olssona с двумя TL и динамиками 6,5” (Ariel). Моя колонка имела совершенно другие размеры ящика и работала с двумя 8” динамиками. Линия рассчитывалась собственной программой по методу последовательных приближений и классической теории соотношения сечений 1,5 входа и выхода.

В конечном итоге использовались динамики Excel by Sease 0045-08s W22NY001 с диффузором Nextel Coated Paper диаметром 221 мм, резонансной частотой 33 Гц (Free air resonance), добротностью QMS=1.73 и давлением 91 дБ. Конструкция получилась на редкость удачной по качеству воспроизведения НЧ. Одним из важных факторов было применение пенистого звукопоглощающего материала для оклейки внутренней поверхности.

Вид трансмиссионной линии до окончательной сборки.

Возможно, что использование другого типа динамиков и малейшего изменения размеров приведет к значительному ухудшению НЧ т.к. еще раз повторюсь, удачных конструкций TL крайне мало и стоит появиться каким либо призвукам и звук превратится в обычную басовую кашу, свойственную основной массе колонок стоимостью до 5000$.

Выбор НЧ динамиков.

Выше был упомянут НЧ Excel by Sease 0045-08s W22NY001 (360 Евро), здесь попадание в 10-ку.

Альтернатива динамик с магниевым диффузором EXCEL By SEAS W21EX002/E013 (244 Евро) с хорошей для магниевого диффузора чувствительностью 91 dB, резонансной частотой 28 Гц и меньшим чем с предыдущим динамиком резонансным объемом 69 литров (у предыдущего 97), а также W22EX001/E0022 чувствительностью 88 dB, резонансной частотой 25 Гц и резонансным объемом 98 литров.

Вот их характкристики:


Если внимательно сравнить характеристики, можно сделать несколько выводов:

- Табличные данные, приводимые фирмой изготовителем, не соответствуют реальной характеристике, оба динамика с магниевым диффузором имеют звуковое давление в критической области 50-200 Гц 84 дБ, а с бумажным – 87 дб, т.е. классическая разница в 3 дБ меньше у диффузоров из магния.

- Характеристики магниевых диффузоров менее линейны и имеют громадные выбросы в частотной области 2-6 кГц, что может создавать очень неприятные призвуки, несмотря на тщательную фильтрацию кроссовером.

Следовательно можно сделать вывод: для колонок в области НЧ наиболее подходит Excel by Sease 0045-08s W22NY001 и с точки зрения верности воспроизведения и наибольшего давления, что очень немаловажно при использовании лампового усилителя, обладающего, как правило, невысокой мощностью.

Схема кроссовера для НЧ 2-го порядка очень проста. Включение с СЧ в противофазе. В области НЧ чувствительность уха к фазовым искажениям минимальна и, следовательно, вполне применима. Конденсаторы биполярные аудиофильские фирмы ELCO. Я имел и высококачественные JONTZEN CROSS-CAP MKP большой емкости, сравнение по качеству с ELCO разницы не выявило. Следовательно зачем применять громадные и очень дорогие JONTZEN.

Финальная АЧХ в месте прослушивания в комнате 28 м

Пускай вас не смущает завал х-ки на 20 kHz и в области 20-80 Hz – замер проводиться студийным, а не измерительным микрофоном и завал это МИКРОФОНА.

Заметен пик около 80 Гц, это резонансная частота помещения.

К вопросу о кабелях.

Уже практически нет людей отрицающих влияние кабелей на звучание и, тем не менее, споры об этом не утихают.

Мое мнение – не нужно спорить, нужно анализировать.

Итак – мнение признанных авторитетов:

«Элегантность схемы - в ее простоте. А что делают? Усложняют схему, ставя 16 выходных ламп, бог знает какой мощный источник питания, всевозможные кабели и прочий мусор на пути сигнала. Исчезает простота, а вместе с ней и преимущества схемы.» (Питер Квортуп);

Выводы:

- Лучший кабель, это отсутствие всякого кабеля.

- Если кабель изменяет звучание, значит он является корректирующим звеном звуковоспроизводящей системы исправляющей ЕЕ НЕДОСТАТКИ, т.е. многофункциональным фильтром.

- Если у вас совершенная (я просто не могу сказать идеальная, их не бывает…) система, вам нужны самые нейтральные кабели не вносящие никаких изменений в звуковой тракт.

- Проще и дешевле усовершенствовать звуковоспроизводящую систему (конденсаторы и дроссели кроссоверов и переходные в усилителях, качественные лампы и т.д.) чем экспериментировать с дорогими кабелями, получая чаще отрицательный результат. Тем более, что каждая система совершенно индивидуальна и требует индивидуальной коррекции ее недостатков и кабели не панацея.

25.10.2007 Роман Таршиш

 

PS:

Эта статья заняла первое место в конкурсе Аудиомании, получила бонус 15000 руб. и решил взять этот ЦАП поэкспериментировать.
Cambridge Audio DACmagic относился к самым качественным из ЦАП до 1000$, но слушать его в системе высокого разрешения невозможно. Легковесный, визгливый звук.

Из схемы: NE5532 имеет резкие ВЧ, в нем звук проходит 4 тракта этого операционника RCA-выходов. Все это окончательно испорчено электролитами на разделении каскадов и на выходах.

Условием апгрейда было сохранение оригинальной схемы (очень грамотно построенной). Сохранение типов ОУ (соответствие полевыми или биполярными-Rвх, быстродействие итд).
Что было сделано:
1. NE5532 и OP275 на AM823(думаю, это дало наибольший эффект)
Это Hi-End операционные усилители предназначенные для аудио. NE5532 вообще непригоден, а OPA627 окрашивает звук.
2. Все дешевые биполярные конденсаторы (включая питание ОУ) заменены на аналогичные номиналы Nichicon Muse ES. Пленочные конденсаторы WIMA примененные в DACMagic просто великолепны.
3. Конденсатор на Vref ЦАП заменен на Panasonic FK.
4. 8 диодов шунтирующих выходы ЦАП WM8740 долой (Как и ожидалось, никаких всплесков на выходе при включении и выключении ЦАП нет).
5. Конденсаторы на выходе закорочены (AD823 дают на выходе не более 2 mV).

Зазвучал! Получился источник, который не стыдно поставить вровень с лучшими DAC.
Результат меня удивил, тем более что я считаю передачу данных по однопроводной шине S/PDIF неполноценной.

Стал сравнивать с CD player'ом, у меня транспорт Teac VRDS-10 с ЦАП'ом LYNX D-50 по шине I2S (S/PDIF нет). В компьютере источник E-MU 1212m (обязательно Strip ASIO) цифровой кабель коаксиальный (Фильтр на DM только Lin!) . Акустика и усилитель описаны выше. Разницы при воспроизведении CD диска и его образа flac на компьютере практически нет, только в тонких нюансах, как будто один источник. Кстати есть возможность мгновенного переключения при синхронном воспроизведении. При дальнейшем прослушивании оказалось, что с качественных CD звук естественнее, музыкальнее. Появилась возможность слушать рипы с DVD Audio и напрямую образы SACD-R c битрейтом до 192 kHz. Теперь слушаю только этот ЦАП а свой CD Player за 90000 руб. не включаю.

В E-MU 1212m на RCA выходах тоже заменил ОУ на AD823, звук никуда не годится.

Такая модернизация имеет смысл, если ваша система способна передать полученные преимущества.
Слушал до этого элитные PS Audio и Esoteric с транспортом Jadis. Вполне можно сравнивать.

15.10.2011 Роман Таршиш